Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Педагоги уже заметили, что стало труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение. В решении жизненных задач поможет использование игр, основанных на использование приемов ТРИЗ. ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа. Так же необходимы формирующемуся уму, как витамины - растущему организму. С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера.
Предлагая детям творческие задания, важно учитывать следующие дидактические принципы:
- Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
- Принцип открытости. Предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
- Принцип деятельности. В любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
- Принцип обратной связи. Воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
- Принцип идеальности. Творческие заданий не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
С вами, родители, я бы хотела поделится играми, которые вы можете использовать дома. Играть с ребенком можно с 2 - 3 лет, а еще лучше собрать компанию из 3 - 7 детей. Итак, игры и их описание:
- Игра «Да - нет». Для игры используются картинки. Каждый участник выбирает себе картинку и не показывает другим, рассказывает что на ней нарисовано с помощью ответов – да и нет. Например, у ребенка - шарик.
Взрослый: Это живое?
Ребенок: Нет.
В.: Оно есть дома?
Р.: Да.
В.: Этим пользуется мама?
Р.: Нет.
И т.д. Игра развивает воображение, речь.
- Игра «Гости». Также используются картинки. Не глядя, участники выбирают по картинке. Потом нужно изобразить героя на картинке, рассказать, что он кушает, какой у него дом, интерьер, можно нарисовать. Например, хлеб ест муку, а кровать у него мягкая, пуховая и т.д.
- Игра «Хорошо – плохо». Вспомните с ребенком любую хорошо знакомую сказку и подумайте, что хорошего в плохих поступках и наоборот. Например, почему хорошо, что лиса съела колобка? Потому что он испортился бы, чтобы зверей других в лесу не расстраивал и т.д.
- Игра «Метафоры». Придумайте, как можно красиво назвать повседневные предметы. Например, люстра – потолочное солнце, сережки – блеск утренней росы. Красиво звучит? Попробуйте и вы.
- Игра «Чем похожи?» Участники игры берут по две картинки, не смотря на картинку. Потом каждому нужно сказать, чем похожи картинки. Например, чем похожи облако и белка? Облако мягкое и пушистое и белка тоже. Облако белое и у белки есть белые волосинки. А еще облако летает и белка немножко летит, когда прыгает с ветки на ветку.
- Игра «Что было бы, если…» Игра помогает развить речь. После чтения какой – нибудь сказки мы можем придумать, что было бы, если изменить какой – нибудь эпизод. Иногда получается совершенно новая, интересная сказка. Например, что было бы, если бы вместо волка трех поросят ловила бы лиса?
- Игра «Маша – растеряша». Вы говорю ребенку, что потеряли какой-то предмет. Он должен придумать чем его можно заменить. Например, вместо шарфа взять веревочку, а еще можно кофту завязать, как шарфик. Или полотенце.
- Игра «Противоположности» Предложите ребенку найти предмет с противоположными свойствами. Например, что и пушистое и твердое? (Сугроб – кажется, что он пушистый, но если упасть в него – он твердый). Что одновременно и острое, и тупое? (Нож, ножницы).
Находите игровые моменты во время совместной деятельности: во время прогулки спросите, как перейти лужу, не замочив ноги, когда будете готовить обед, спросите, что едят на обед инопланетяне и т.д. При использовании приемов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения, а главное - игра принесет положительные эмоции вам и вашим малышам. Удачи вам и вашим детям в освоении этих замечательных игр!
Похожие статьи:
Психология в воспитании → Шарики за ролики
Психология в воспитании → Вальдорфская педагогика.
Психология в воспитании → Детская ревность
Воспитание дошколят → Все ли мы знаем о методике Монтессори?
Психология в воспитании → Как помочь ребенку заговорить
Игры с детьми → Чем занять ребенка дома?
Воспитание дошколят → Умным детям – умные игрушки
Психология в воспитании → Как вместе сочинять сказки?
Разное → Как развить воображение у ребенка
Психология в воспитании → Цвет детского рисунка