Крики новорожденного ребенка радуют и умиляют счастливых родителей. Кажется, что мир изменился в один миг и ты начинаешь лучше понимать смысл своей жизни, свое предназначение в этом мире. Мысли о прекрасном будущем вихрем пролетают одна за другой. Трудно описать словами тот торжественный момент, когда ребенок, доверившись теплу и заботе твоих рук, успокаивается и мирно засыпает у тебя на груди. Вид родителя с мирно сопящим ребенком на руках достоен восхищения и умиления!
Однако жизнь не стоит на месте, ребенок не кукла, он продолжает расти, развивается. На смену первым впечатлениям приходят трудовые будни. С появлением в доме ребенка перед заботливыми родителями появляются незначительные, на первый взгляд, вопросы, которые при более пристальном рассмотрении заводят прямо-таки в тупик. И ответы не всегда лежат на поверхности.
Например, если ребенок лежит в кроватке и кричит, то надо ли брать его на руки и утешать, или следует подождать, пока он успокоится сам? Возможно, каждый читатель сейчас подумал: «Что за пустяковый вопрос, конечно же…» Но вот тут-то и начинаются побочные эффекты демократии. Простой вопрос приводит к появлению разных ответов, которые, в целом, рекомендуют родителям две абсолютно противоположные модели поведения в подобной ситуации. Что же это за рекомендации и какую из них выбрать заботливым родителям, которые хотят уже в детстве заложить своему ребенку хорошее основание его характера?
Итак, одни люди считают, что ребенок должен с пеленок учиться самостоятельности и поэтому его не следует брать на руки при каждом крике. Они искренне переживают за будущее своего дитя и уже с раннего возраста начинают готовить ребенка к суровым будням предстоящей жизни. Порой, скрепя сердце, они стойко слушают крики ребенка, утешая себя мыслью о том, что это для его же будущего блага. Родители из этой категории людей не хотят, чтобы ребенок начал манипулировать ими, они боятся разбаловать свое чадо. Некоторые пожилые женщины так и говорят тебе: «Что ты носишь его на руках? Не приучай ребенка к рукам, а то он потом не слезет с них. Разбалуешь ребенка!». А некоторые отцы, с позиции главы семьи, повелевают женам: «Пусть кричит! Покричит и перестанет…» Проходит время, ребенок умолкает, и они довольно констатируют: «Ну вот, я же говорил, что сам успокоится».
Другая категория людей не может слышать крики ребенка, от которых разрывается сердце, и они спешат на помощь к младенцу, чтобы утешить и ободрить свое дитя. Мамы из этой категории готовы разрываться между приготовлением ужина для любимого мужа, который скоро должен прийти с работы домой, и ребенком, который никак не хочет оставаться один и постоянно начинает плакать, когда его кладут в кроватку. Если спросить этих женщин, почему они так поступают, почему постоянно носят своего ребенка на руках, то эти мамы начинают рассказывать о том, как сильно они любят своих детей, свою семью и весь мир в целом.
Вопросы любви и дисциплины (а порой и наказания) всегда находятся рядом, они граничат друг с другом, и родителям, которые беспокоятся о будущем своего ребенка, порой трудно определиться, как действовать в том или ином случае. Так как же поступать в ситуации, когда младенец лежит в кроватке и кричит, просясь тем самым на руки?
Доктор Росс Кэмпбелл, специалист по вопросам психологии отношений между родителями и детьми, в своей трилогии «Лицом к лицу с ребенком» пишет следующее: «Я обнаружил, что огромное количество проблем возникает потому, что родители не имеют общей сбалансированной перспективы по вопросу, как строить отношения с ребенком. Большинство родителей, по существу, владеют основной информацией, но происходит путаница в вопросах, когда, как, какой принцип и при каких обстоятельствах применять. Эта путаница понятна. Многие учат родителей, что делать, а не когда и как делать.
Классический пример – вопрос о дисциплине. Отличные книги и семинары по проблемам детского возраста посвящались этому вопросу, но при этом всегда забывали пояснить, что дисциплина – это только один из аспектов общения с ребенком. Вследствие этого многие родители делают заключение, что дисциплина – это первый и основной способ воспитания».
И далее Росс Кэмпбелл приходит к выводу, что «трагедия в том, что для многих родителей дисциплина становится самоцелью, и они проявляют слишком мало любви, которая могла бы принести ребенку утешение. Поэтому большинство детей сомневаются, что их любят искренне и независимо ни от каких обстоятельств».
В свои первые дни, недели, месяцы жизни ребенок еще не умеет говорить, и фактически его крики, как отмечают психологи, это жизненно важный для него вопрос: «Родители, вы любите меня?». И многое в жизни ребенка зависит от нашей ответной реакции на его возгласы-вопросы, так как этим самым мы закладываем фундамент наших взаимоотношений, формируем степень его доверия к нам и к этому новому миру. Осознаем ли мы значение наших объятий для ребенка? Используем ли мы нежные объятия для построения хороших отношений с нашим ребенком?
Доктор Кэмпбелл в той же трилогии рассказывает: «ученые обнаружили, что прикосновение играет поразительную роль в нашем физическом и душевном самочувствии. В статье «Чувство, формирующее наше будущее», утверждается, что его воздействие на ребенка начинается с момента рождения. Автор статьи Лоуэлл Поунт рассказывает об экспериментах, проведенных на медицинском факультете исследования осязательных контактов университета Майами. Эти эксперименты показали, что недоношенные дети, которым ежедневно делали массаж – три сеанса по пятнадцать минут медленных, глубоких поглаживаний, – прибавляли в весе на 47% больше, чем их маленькие соседи по палате, которым такого внимания не уделялось. У новорожденных, которым делали массаж, также наблюдалось улучшение сна, живость и повышение активности. В течение последующих восьми месяцев они лучше развивались и умственно, и физически».
Возможно, кто-то скажет, что это все мелочи, не стоящие внимания. Но просто оглянитесь на свою жизнь, спросите честно у себя, как вы относитесь к окружающему миру, к ближним? А потом спросите у своих родителей, что они думают о дружеских объятиях? А может, это видно и так, по тем отношениям, которые продолжают складываться между вами и сейчас?
Источник: shkolazhizni.ru
Похожие статьи:
Психология в воспитании → У ребенка дефицит внимания: как быть?
Психология в воспитании → Как вместе сочинять сказки?
Психология в воспитании → Цвет детского рисунка
Здоровое питание → Садимся за стол
Психология в воспитании → Играем, избавляясь
Психология в воспитании → Как помочь ребенку заговорить
Советы от специалистов ППМС-центра → Преодоление застенчивости у ребенка - помощь родителей
Психология в воспитании → Детская ревность
Здоровье малышей → Мама-терапия
Психология в воспитании → Ребенок и телевизор. Какие мультфильмы и как смотреть?