Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки? Из колючек, ракушек и зеленых лягушек, Сделаны наши мальчишки. Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки? Из конфет и пирожных, из сластей всевозможных, Сделаны наши девчонки.
Родители разнополых детей часто могут заметить разницу в поведении девочек и мальчиков. И это не миф. Безусловно, поведение детей в некоторой степени обусловлено средой и воспитанием. Однако ученые подтверждают, что еще до рождения головной мозг мальчика развивается отлично от мозга девочки, подвергаясь огромному воздействию тестостерона, который в больших количествах накапливается в организме плода во время беременности и оказывает влияние на то, каким будет последующее поведение мальчика в детстве и во взрослом возрасте. В организме девочки при беременности — совершенно другой гормональный фон, так как тестостерон в нем присутствует в гораздо меньшей степени, а женские гормоны не оказывают подобного влияния на головной мозг.
У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст (даже при одинаковом так называемом "паспортном" возрасте) выше. Они оттесняют мальчиков физически и "забивают" их в речевом плане. Но их ответы более однообразны, и, видимо, их мышление более однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить.
По данным учёных нейропсихологов - нейрофизиологов В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман, мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки, по отношению к ним речь взрослых чаще содержит прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, весёлый). Также этими специалистами отмечается, что у мальчиков и девочек несколько различается физиологическая сторона восприятия: девочки более чувствительны к шуму, у них выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Их игры чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои "богатства": кукол, тряпочки - и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегут друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом всё предоставленное им пространство. И это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.
Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если недостаточно пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на мебель.
Также различны реакции детей различного пола на оценки их деятельности. Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как. Иными словами, мальчиков интересует суть оценки, а вот девочки более заинтересованы в эмоциональном общении с взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление. Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются, и у него активизируются определённые отделы мозга. Поэтому для мальчика не имеют смысла оценки типа: "Я тобой недоволен". Мальчик должен знать, чем конкретно вы недовольны, и иметь возможность вновь "проиграть" свои действия. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, и при этом у них активизируются все отделы мозга.
Мамам, няням, воспитательницам и, впоследствии, учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика - они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остаётся равнодушным к её словам. На самом деле он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но, в отличие от мамы, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен. И чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит.
Несколько коротких, но очень полезных советов родителям:
Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.
Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим.
Не переусердствуйте, воспитывая как мальчика, так и девочку, дайте детям право выбора, время подумать самим.
Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от неё требуется.
Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать.
Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чём она не права, а высказывать всё и сразу не спешите.
Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно Вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет Вас слышать и слушать.
Мальчики и девочки по-разному устают: девочки истощаются эмоционально, а мальчики интеллектуально, ругать одинаково в такой ситуации бессмысленно.
Посмотрите на этот небольшой тест, который поможет вам разобраться в стериотипах воспитания, составленный Козловой Е.В., ведущим психологом детского центра «ОбРаз» (Москва):
Девочки послушнее мальчиков?
Девочки чаще защищают слабых?
У мальчиков более аналитический склад ума?
Мальчики амбициознее девочек?
Мальчики более способны в точных науках?
Девочки болезненнее воспринимают чью-либо агрессивность?
Девочки охотнее делятся своими переживаниями?
У мальчиков лучше развивается зрительная память, а у девочек слуховая?
Мальчики агрессивнее девочек?
Мальчики лучше ориентируются на местности?
Девочки пассивнее мальчиков?
У девочек лучше развито чувство коллективизма?
Девочки более чувствительны к прикосновениям?
Девочки легче поддаются чужому влиянию?
Мальчики более активны?
Девочки более пугливы?
У девочек чаще возникает комплекс неполноценности?
Девочки менее охотно вступают в соревнование с другими, чем мальчики?
У мальчиков более развита склонность к командованию?
У мальчиков больше изобретательности, а девочки лучше справляются с монотонными занятиями?
А теперь ответы специалистов:
Неправда. Только в раннем детстве девочки лучше слушаются взрослых. А вот группа мальчиков гораздо более послушна указаниям старших.
Неправда. Нет никаких статистических данных, подтверждающих это.
Неправда. Аналитический ум поровну поделён между полами.
Неправда. Девочки живее и отчётливее представляют свои будущие достижения, мальчиков же приходится подталкивать к этому.
Правда, но только с 12-13 лет, и большую роль в этом играет влияние окружающих. В более раннем возрасте эти способности идентичны.
Неправда. Скорее, мальчики более восприимчивы к внешней агрессивности, даже до рождения.
Правда, но после 11-12 лет. В более раннем возрасте разница мала.
Неправда. Все тесты показывают одинаковую зрительную и слуховую восприимчивость обоих полов.
Правда. Мальчики становятся агрессивными примерно с 2,5 лет.
Правда. Подрастая, мальчики проявляют всё большие способности в ориентации на местности.
Неправда. Мальчики проявляют активность шумно и резко, а девочки - тише, но гораздо результативнее.
Неправда. Заметной разницы не существует. Мальчики обычно объединяются в большие компании, девочки - в группы из 2-3 человек.
Неправда. Существенного отличия нет.
Неправда. Наоборот, девочки чаще следуют собственному мнению, а мальчики придерживаются "правил игры", принятых в компании.
Неправда. В раннем детстве разницы практически нет. В школе бывает по-разному, многое зависит от класса и от учителей.
Неправда. Девочки чаще жалуются, что им страшно, но на их поведении это не сказывается, оно такое же, как у мальчиков.
Неправда. Мальчики считают себя более сильными и гордятся этим, зато девочки лучше приспосабливаются к разным житейским ситуациям.
Неправда. Научных данных, подтверждающих этот тезис, нет.
Неправда. Мальчики имеют склонность навязывать свои требования ровесникам и даже взрослым; девочки добиваются того же результата мягко и постепенно.
Неправда. Мальчики и девочки проявляют одинаковые способности как при заучивании чего-либо, так и при разрешении неожиданных проблем.
И в заключении приведу цитату известного педагога Сухомлинского В.А.: « Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». Главное в воспитании - любите своих детей такими, какие они есть.
Статью подготовила руководитель школы раннего развития "Солнечный город" Ёлохова Вероника Владимировна.