Мамочки Лысьвы - на главную страницу


Логин:
Пароль:
Запомнить
Забыли пароль?
 
 

Как хорошо уметь читать, или как научить ребенка читать.

16 апреля 2011 - Вероника
Как хорошо уметь читать, или как научить ребенка читать.

Сразу хочу задать вопрос родителям - зачем вы учите ребенка читать? Ответы у вас будут примерно следующими:

  •  вы сами рано научились читать, считаете, что и ваш ребенок должен так же рано научиться читать (но ваш ребенок - это не вы, - возможно, он совсем другой и умеет сейчас делать то, чего вы не умели делать в его возрасте!);
  • вам кажется престижным, если ваш ребенок уже до школы научится читать (а почему бы ни научить вашего ребенка решать уравнения?);
  • вы думаете, что ему проще будет учиться в школе, уже умея читать (а вдруг ему будет неинтересно учиться?);
  • вам надоело ему читать детские книжки вслух - "пусть читает сам" (детские книги авторы пишут для того, чтобы именно взрослые читали их детям вслух);
  • ребенок проявляет интерес к буквам и хочет научиться читать (отлично, эта статья  для вас и вашего ребенка).

Почему же ребенок должен захотеть читать? Лет сто назад книга была "источник знаний", сейчас же информацию можно получить откуда угодно - интернет, телевиденье, мультфильмы и т.д. Поэтому главным мотивом для детей служит родительский пример. Если родителям "некогда" и "вечером сил уже нет", то и не удивляйтесь, что ребенок не хочет читать. В читающих семьях ребенок (опять подчеркиваю - в случае нормального развития) обучается читать сам собой, так же, как обучается ходить и говорить. Потому что чтение внутри его семьи является столь же необходимым видом деятельности, как хождение и говорение. 

Итак, если говорить о методах обучения чтению, то можно выделиить следующие:

  • Фонетический метод.  В его основе - обучение произношению букв и звуков (фонетике), и, когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, потом к целым словам.

Фонетический метод подразделяется на два направления:

1. Метод систематической фонетики («systematic-phonics») - это программы, в которых с самого начала систематично обучают фонетике, обычно (но не всегда) перед тем, как дают читать целые слова. Подход чаще всего основывается на синтезе: детей обучают звукам букв и тренируют их на соединении этих звуков. Иногда эти программы включают в себя и фонетический анализ - умение манипулировать фонемами. Не все программы, которые классифицируются как «systematic-phonics» удовлетворяют этим критериям. Однако, все они делают акцент на раннем и серьезном обучении звукам букв.

2. Метод внутренней фонетики («intrinsic-phonics») - это программы, в которых делается ударение на визуальное и смысловое чтение, и в которых вводят фонетику позднее и в меньшем количестве. Дети, обучающиеся по этим программам, учат звуки букв в процессе анализа знакомых слов. Другому способ идентификации слов (по контексту или рисунку) в этих программах уделяется большее внимание, чем анализу слова. Обычно не выделяется никакого определенного периода времени для тренировки фонетики. Эффективность этого метода по основным параметрах ниже, чем у метода систематической фонетики.

 И для начинающих и для продолжающих читателей знание букв и чувствительность к фонетической структуре (способность выделять фонемы) из устной речи является хорошим предсказанием будущих успехов в чтении, даже лучшим, чем, например, уровень IQ. Даже у людей, которые давно научились читать и читают, но испытывают трудности при чтении, эти трудности часто связанны с недостаточными знаниями буквенно-звуковых соответствий. Однако, наилучшие фонологические знания не обязательно переводятся в высокий уровень чтения. 

  • Лингвистический метод. Лингвистика - это наука о природе и о строении языка. Сейчас лингвистику используют в методах обучения чтению. Дети приходят в школу уже с большим запасом слов, и этот метод предлагает учить их читать эти слова, особенно те, которые наиболее часто используются.
  • Метод «whole-word» (метод целых слов). Метод «целых слов» заключается в том, что детей обучают распознавать слова как целые единицы, и не объясняют буквенно-звуковых соотношений. Обучение по этому методу строится по принципу визуального распознавания целых слов. В этом методе не учат ни названиям букв, ни буквенно-звуковому соотношению. Для того, чтобы научить читать, ребенку показывали целые слова и произносили их, то есть учили ребенка узнавать слова как целое, не дробя их на буквы и слоги. После того, как ребенок таким образом выучит около 50-100 слов, ему дают тексты, в которых эти слова часто встречаются. В России этот метод известен как метод Домана - Гленн Доман все обучение чтению строит только на нем. После 30-х годов исследователи выявили серьезные недостатки этого метода.
  • Метод «whole-language». В чем-то эта методика напоминает метод whole-word, но больше полагается на языковой опыт ребенка. Например, детям дают книгу с увлекательным сюжетом и предлагают детям прочесть ее. Дети читают, встречают незнакомые слова, и о смысле этих слов детям предлагают догадываться с помощью контекста или иллюстраций, но не через произношение этих слов вслух. Для того, чтобы стимулировать любовь к чтению, детям предлагают писать рассказы. Одна из целей подхода whole-language - сделать процесс чтения приятным. Одна из характерных особенностей этого метода - что фонетические правила не должны объясняться обучающимся читать. Связь между буквами и звуками выучивается через процесс чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово не правильно - его не исправляют. Философский взгляд этого учения в том, что обучение чтению, как и освоение разговорного языка - естественный процесс и дети способны сами его постичь.
  • Метод Зайцева. Как единицу строения языка Зайцев определил склад. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Эту методику можно отнести к фонетическим методам: склад - это не что иное, как фонема (за исключением двух складов: «Ъ» и «Ь»). Таким образом, методика Зайцева обучает читать сразу по фонемам, и при этом объясняет еще буквенно-звуковое соответствие - на гранях кубиков написаны не только сочетания согласных и гласных, но и сами буквы.
  • Алфавит для начального обучения чтению на английском языке (ITA). Джеймс Питман расширил английский алфавит до 44 букв так, чтобы каждая буква произносилась только одним способом, то есть чтобы все слова читались так, как они пишутся. Заглавные буквы в этом расширенном алфавите пишутся так же, как и маленькие, только более крупным шрифтом. По мере освоения ребенком чтения, буквы заменялись на обычные.
  • Метод Мура. Основа обучения - интерактивная среда. Мур начинает с того, что обучает ребенка буквам и звукам. Он вводит ребенка в лабораторию, где стоит специальная печатная машинка, произносящая звуки или названия символов, когда на них нажимаешь. Так ребенок выучивает названия букв и символов (знаков препинания и цифр). Следующий шаг - ребенку показывают серии букв или символов на экране, и он их набирает на такой же печатной машинке, и машинка произносит эти серии, например, короткие простые слова. Далее Мур просит писать, читать и печатать слова и предложения. Также его программа включает устную речь, слушание и письмо под диктовку.
  • Метод Монтессори. Монтессори давала детям буквы алфавита и обучала их идентифицировать их, писать и произносить. Позже, когда дети научались соединять звуки в слова, она учила их соединять слова в значащие предложения.

 
 

Анализируя все методы возникает вопрос - что лучше изучать сначала буквы (а может целые слова) или звуки? Давай разберемся. До 1930 года было проведено восемь исследований, направленных на то, чтобы понять, нужно ли вообще учить фонетике. В результате исследований необходимость преподавать фонетику стала очевидной. Поэтому необходимо, чтоб ребенок ориентировался в мире звуков. А главное, чтоб ребенок захотел читать делать занятия интересными и увлекательными. В заключении я хочу вам дать несколько советов:

1. Каждый ребенок индивидуален. Не сравнивайте его с другими.

2. Чтоб получить результат, нужно заниматься систематически.

3. Занимайтесь согласно возможностям и особенностям ребенка. Кто-то может полчаса заниматься, кто-то 10 минут. Устраивайте физкультминутки, небольшие перерывы.

4. Приступайте к занятиям, только если речь ребенка достаточна развита (он не делает ошибки в согласовании слов, путает звуки - например, мотолок вместо молотка).

5. Используйте игры во время занятий. Ребенку должно быть интересно.

6. Если вы или малыш в плохом настроении не начинайте занятие. Успокойтесь сначала, иначе пользы оно не принесет.

Удачи вам и вашим малышам!!!

 

Статью подготовила Вероника Ёлохова, руководитель школы раннего развития "Солнечный город".

Рейтинг: +1 Голосов: 1

Загрузка комментариев...

← Назад

 



О проекте

Правила

Реклама на сайте

Отличный хостинг

Мы Вконтакте
При полном или частичном использовании материалов сайта или форума lysvamama.ru активная гиперссылка на сайт обязательна!

Администрация сайта не несет ответственности за содержание материалов, публикуемых на форуме и в комментариях к материалам сайта.

Внимание! Материалы сайта несут ознакомительный характер, при любых вопросах, связанных с Вашим здоровьем и здоровьем Вашего ребенка, консультация с лечащим врачом обязательна!!!