Американский психолог Ф. Вернон, вместе с группой социологов, проводил широкомасштабное исследование среди огромного статистически значимого числа студентов американских колледжей.
И те выводы, к которым он пришёл, легли в основу так называемого "Списка факторов развития творческой одарённости". Эта бумага должна лежать в папке каждого психолога и педагога, и сейчас я Вам её "озвучу".
Но перед тем, как переходить к списку Вернона, я хочу ответить на вопрос: а зачем быть творчески одарённым?
Отвечу я словами великого русского физиолога А.А. Ухтомского:
"Только тот, кто воспринимает мир во всей полноте, кто не подходит к нему с готовой меркой, не пытается загнать факты в готовую жёсткую схему, является хозяином своего будущего.
Только человек, открытый своим вниманием к реальности, заранее готовый принять действительность такой, какая она есть, не цепляющийся за первоначально избранные координаты, может радикально изменить первоначальный свой путь".
Вот это - открытость, гибкость, "зрячесть" и есть "творческая одарённость", собственно говоря. Часто под творческой одарённостью мы понимаем узкое умение играть на балалайке или шить необычных кукол.
А ведь творческая одарённость - это всего лишь умение построить себе счастье своими руками, вырваться из плена косности и несвободы. Вот и всё.
Перейдём к чтению Списка Вернона - к "Списку факторов развития творческой одарённости"
Итак, Ф. Вернон, американский психолог и его коллеги социологи, поработав со студентами американских колледжей, пришли к выводу о том, что творческая продуктивная личность может вырасти исключительно в следующих условиях. Внимание!
Условие "Как вырастить творчески одарённого ребёнка" первое
Это можно сделать, если родители ребёнка честны по отношению друг к другу, к ребёнку, к родственникам и к обществу, к миру в целом. Кратко это называется "здоровая нравственная атмосфера в семье".
В первом условии Вернон подчёркивал отдельно:
имеющуюся у ребёнка возможность уважать отца,
и имеющуюся у ребёнка возможность быть эмоционально близким со своей матерью.
Условие "Как вырастить творчески одарённого ребёнка" второе
Творческие дети вырастают только в тех семьях, где семейную обстановку можно назвать "живой и яркой".
Вернон уточнял это так:
шутка и юмор как лекарство от всех бед и вообще как норма жизни в семье,
оптимистичный настрой родителей, особенно матери (!).
Условие "Как вырастить творчески одарённого ребёнка" третье
Наличие братьев и сестёр, сиблингов. Это формирует более гибкие социальные роли: ребёнок одновременно является и "старшим", и "младшим" с своей среде. Роль "братьев и сестёр" могут играть воспитанники, приёмные дети, кузены и кузины, но в доме, в среде воспитания должен быть больше, чем один ребёнок.
Условие "Как вырастить творчески одарённого ребёнка" четвёртое
Творческие у Вас будут дети или не творческие - по Вернону сильно зависит от казалось бы такого странного (на наш современный взгляд) фактора, как наличие в доме живой музыки, или как говорили в старину - домашнего музицирования.
При этом Вернон оговаривается: неважно, какая "живая" музыка звучит в доме: фортепиано и виолончель, или же - дудочка, балалайка, банджо или же просто ладное хоровое пение всех членов семьи...
Условие "Как вырастить творчески одарённого ребёнка" пятое
Творческие дети вырастают только в тех семьях, где была традиция:
чтения детям вслух,
совместное участие взрослых и детей в детских играх,
постановка "домашних любительских спектаклей" (по Вернону достаточно было иметь и что-нибудь одно на выбор)
Условие "Как вырастить творчески одарённого ребёнка" шестое
Творческие и гениальные дети вырастают в тех семьях, где родители не обращают внимания на академическую успеваемость ребёнка и шире - его внешние достижения, отдавая всё внимание только двум вещам:
насколько нравственны все "детские" поступки ребёнка (воспитание морали),
насколько честно и полно приложены индивидуальные усилия ребёнка ("постарался" или "схалтурил").
Условие седьмое и предпоследнее
Вернон подчёркивал, что в семьях, где вырастают творческие дети, (пользуюсь словами самого Вернона) "... мать всегда должна быть недовольна своим образованием и хотела бы его повысить"..
То есть, в переводе на русский литературный язык, мать в семье, выращивающей "гения", должна заниматься постоянным самообразованием, быть восприимчивой к новой информации.
А теперь последнее условие - восьмое
Здесь Вы тоже удивитесь, причём, вероятно, сильнее всего...
По Вернону, развитию творческого потенциала в ребёнке не способствует то, что мы называем "женским воспитанием", а именно - воспитание сугубо женское, воспитание с помощью одних только женщин-воспитательниц...
Почему?
Дело в том, что женщина (хочет она этого или нет) играет (пусть и неосознанно) свою древнюю гендерную роль - она хранительница очага, выметающая метлой из дома всех "возмутителей спокойствия". Она - осторожна, ригидна, консервативна. Она - за устои...
Если не разбавить сугубо женское воспитание мужским "авантюризмом", то детям будет передан "женский тип поведения", что превратит их в диванных обывателей, далёких от креатива так же, как Париж далёк от проблем ЖКХ в городе Большие Дятлы.
Чем подытоживает Вернон свой перечень?
А вот теперь посмейтесь, дорогие Читатели: ибо Вернон и его компания социологов уточняют в конце своего списка:"Материальные условия не имеют при этом существенного значения".
Ну что, будем критиковать?.. Будем смеяться? Будем злиться и упрекать Вернона в классовом и социальном шовинизме?
Или постараемся создать для своих настоящих и будущих детей схожую атмосферу, молча, без критики, не теряя ни секунды драгоценного времени на пустопорожние споры?
Ответ за Вами.
Елена Назаренко
live-and-learn.ru