Мамочки Лысьвы - на главную страницу


Логин:
Пароль:
Запомнить
Забыли пароль?
 
 

Поговори со мною мама...

7 августа 2011 - Вероника
Поговори со мною мама...

Ваш малыш еще не говорит, а соседский ребенок уже рассказывает «Муху-цокотуху» и «Айболит». Что делать – подождать или начинать усердно заниматься с логопедом, дефектологом? Конечно, обратиться к логопеду за консультацией стоит, чтоб он точно поставил диагноз (например, отсутствие речи может быть следствием какого-либо заболевания) или посоветовал подождать. Обычно, логопеды начинают заниматься с детьми 4,5 – 5 лет, но именно до трех лет ребенок проходит основные этапы формирования речи.

Что могут сделать мамы, чтоб ребенок «заговорил»?  Как заниматься с малышом, чтоб не навредить ему?

Для начала расскажу о том, что нужно, чтоб говорить вообще любому человеку:

-   Правильно дышать. Сразу скажу мамам, которые считают, что «какая-то ерунда, все умеют дышать», попробуйте сами «потянуть» не только гласные звуки, но и согласные. Не так-то просто. Чем сильнее дыхание, тем легче говорить.

-   Развивать мелкую моторику. Есть такое выражение – речь на кончиках пальцев. Чем сильнее ручки вашего малыша, тем лучше - раньше он начнет говорить.

-   Развивать фонематический слух. Чтоб сказать звук, его надо услышать.

-   Развитие артикуляционного аппарата. «Сильным» язычком проще сказать сложный звук.

-   Четкость произношения. Сложно общаться не только с ребенком, но и с взрослым, который «жует» слова.

-   А также расширять словарный запас, учиться применять соответствующие формы слов (например, малыш может сказать «много карандашов»), развивать связную речь.

С чего начать? Найдите время только для малыша, хотя бы 15 минут в день (т.е. вас никто и ничто не должно отвлекать в это время). Ваш ребенок должен почувствовать – мама только его в это время. Занимаясь, старайтесь чаще смотреть малышу в глаза, одобряйте все его успехи, даже незначительные. Стимулируйте желание ребенка говорить. Спрашивайте его, дайте ему ответить, не торопите. Сопровождайте свои действия речью (кукла идет: «Топ-топ», застегиваем куртку: «Вжик» и т.д.). Пойте вместе, танцуйте (есть много песенок для развития речи). Дарите ребенку положительные эмоции – водите его не только на детские площадки, но и в музей, зоопарк, парк, театр, выезжайте всей семьей на природу. Не забывайте, что нужно проговаривать все, что видите, а дома можно нарисовать на тему «Как мы ходили…»

И, наконец, в какие игры можно играть?

Для развития дыхания:

Такие игры очень быстро утомляют детей, у них даже может начаться головокружение, поэтому следите за временем, не переутомляйте малыша, чередуйте с другими играми. При выдохе не надо надувать щеки, выдыхать надо плавно, пока не закончится воздух.

- Петь песни, особенно, такие в которых тянутся звуки. Например, «Плыла лодочка, как по Яузе-реке, И-О-У-Ы-А, Я-Ю-Ё-Е-Э». Попробуйте петь, растягивая каждый слог.

- Игра «Ветерок». Подуйте на листик, снежинки или одуванчик, а можно на елочный дождик. Попросите малыша подуть, как легкий ветерок и как сильный ветер.

- Игра «Полицейский». Ваш малыш – полицейский, дайте ему свисток, а вы будете «нарушать» правила дорожного движения на игрушечной машине (которая едет: «Т-р-р-р…», а заодно закрепите ПДД)

- Игра «Изобрази». Покажите малышу и попросите его вместе с вами изобразить, как сдувается шарик (с-с-с-с), как жужжит пчела (ж-ж-ж-ж), как пищит комар (з-з-з-з), как шипит змея или каша (ш-ш-ш-ш),  как рычит тигр (р-р-р-р) и т.д. Можно усложнить игру, изображать, например, и большого комара (з-з-з-з), и маленького (зь-зь-зь-зь).

- Игра «Кто дольше». Предложить посоревноваться – кто дольше сможет «петь» какой-нибудь звук. Начинайте с гласных, потом добавляйте согласные.

 

Для развития мелкой моторики:

-  Конечно, пальчиковые игры. Их очень много, поэтому не буду подробно писать о них, только не забывайте, чем младше ребенок, тем проще игры используйте.

-  Игра «Золушка». Попросите помочь разложить в разные блюдечки несколько смешанных круп. Берите немного крупы, т.к. дети быстро устают, а результат хочется видеть. Начинайте с двух «крупных», например, фасоль и макароны.

-  «Рисунки на тарелке». Предложите порисовать пальчиком на тарелке, в которой лежит крупа, для начала хорошо взять манную.

-  «Сделай бусы». Возьмите старее бусинки, пуговицы, и все, в чем есть дырки (подойдут даже макароны и папины часы) и из всего этого предложите малышу сделать бусы. Вместо обычной нитки лучше использовать леску.

-  «Мозаика». Конечно, покупная мозаика прекрасно развивает мелкую моторику, но можно использовать и домашнюю мозаику из пуговиц и бусинок дома, камушков и листиков на улице, из гороха и фасоли на кухне, из болтиков и шурупов у папы в гараже. Попробуйте выложить разные рисунки, пусть малыш активно помогает вам и пробует сделать что-нибудь сам.

-  Прекрасно развиваю мелкую моторику разные шнуровки, которые вы можете сделать сами, а также игры, где надо расстегивать пуговки, замочки и т.п.

-  Игры в песочнице – закопайте ручку в сухом песке, а потом во влажном, попробуйте посыпать песком дорожку для машины, оставьте следы от рук, полепите «куличики» и т.д.

Для развития фонематического слуха:       

-  Игра «Что звучит?»  - для игры вам нужен набор муз. Инструментов. Пусть малыш отвернется, а вы постучите, например, в барабан. Малышу нужно угадать, что звучало. Можно использовать вместо инструментов то, что есть под рукой – кастрюли, стул (подвигать его или постучать по ножке), ложки, банки и т.д.

-  Игра «Угадай, кто позвал» - играть нужно компанией. Один ребенок стоит к другим спиной. Остальные говорят такие слова: «Ты загадку угадай, кто позвал тебя – узнай». Кто-нибудь зовет его, можно научить малышей говорить разным голосом (толстым, как медведь, тонким, как мышка и т.д.). Ведущий должен угадать, кто его позвал.

Следующие игры подойдут ребятам постарше (от 3,5 лет):

-  Игра «Узнай, какой первый звук» Можете интонационно выделять первый звук. Например, «м-м-м-м-мама», первый звук «м» (не «эм», говорите, как слышите), «мь-мь-мь-мяч», первый звук «мь».

-  Игра «Найди слово со звуком…» Сначала ребенок пусть пробует искать слова с заданным звуком, не дифференцируя на твердые и мягкие звуки, потом можете уточнять. Например, найди слово со звуком «Рь» - речка, море, токарь и т.д.

-  Игра «Найди пару». Предложить найти пару звуку твердому – мягкую и наоборот. Можно придумать название звукам, например, твердый – большой звук или старший брат, а мягкий маленький звук или младший брат.

-  Игра «Цепочка». Поиграйте всей семьей. Надо придумать слово на последнюю букву предыдущего. Например, мяч – черепаха – апельсин и т.д.

-  Игра «Слова-друзья» - придумайте рифму всем словам, которые приходит в голову (шишка – мишка, дом – сом и т.д.)

 

Развитие артикуляционного аппарата:

- Игра «Обезьянки» - скажите малышу, что он будет обезьянкой и должен вас дразнить, т.е. изображать (повторять) вас. Покажите язык, поднимите язык вверх, потяните язык вниз, покривляйтесь.

- Игра «Покажи» - предложите изобразить или повторить за вами какой бывает толстый человечек (надуть щеки), худой (втянуть щеки), как тикают часики (язык двигается от левого к правому уголку губ и обратно, не облизывая губки) и т.д.

- Намажьте малышу губки чем – нибудь вкусным и предложите облизать.

- Игра «Заборчик – слоник – открытый домик». Покажите малышу, что заборчик – это улыбка, слоник – тянем губки, как при проговаривание звука «У», открытый домик – открываем широко ротик, как при проговаривании звука «А». Теперь вы будете говорить команду, а ему надо быстро изобразить.

- Поцокайте, как идет лошадка, изобразите трактор губками и т.п.

Четкость произношения:

- Скороговорки. Начните с простых и коротких, говорите их медленно, постепенно усложняя.

- Игра «Похлопаем» - прохлопайте с малышами какое – нибудь простое стихотворение, сначала можете хлопать на каждый гласный звук, потом через звук. Можно протопать стихотворении или, когда ребенок постарше, отбивать мячом каждый слог.

- Игра «Постучи, как я» - для игры можно использовать барабан, а можно постучать по столу или хлопать. Простучите малышу какой-нибудь ритм, попросите его повторить. Начните с самых простых (например, два коротких и длинный), постепенно усложняя.

Развитие речи:

-  Поиграйте в сюжетно – ролевые игры. Например, в «Больницу», «Гости», «В автобусе», «В садике», «Магазин», «Кафе» и т.д. Кроме расширение словарного запаса, вы научите малыша правилам поведения в общественных местах. Во время игры можно поменяться ролями, разрешайте малышу самому выбирать роль, не бойтесь играть с девочками в «Автомастерскую», а с мальчиками в «Парикмахерскую».

-  Читайте – чем больше вы вместе читаете, тем лучше ребенок говорит и тем раньше он сам захочет читать.

-  Игры с изменением слов. Например, «Назови детенышей» (лиса – лисенок, корова – теленок и т.д.), «Назови ласково» (солнце – солнышко, стул – стульчик и т.д.), «Назови много» (яблоко – много яблок, дом – много домов и т.д.), «Назови родителе» (теленок – мама корова, папа бык и т.д.)

-  Игры «Каким бывает?» (каким бывает дом? – деревянным, красным, высоким и т.д) и  «Что бывает?» (Что бывает желтым? – лимон, репка, солнышко и т.д.)

-  Рассматривание картинок. Попросите рассказать, что малыш видит, пусть попробует составить рассказ. Помогите ему, если сразу не получается.

-  Обсуждайте все, что видите.

-  С совсем маленькими малышами можно поиграть в игру «Покажи» (покажи кубик, покажи стол и т.д.), «Как говорит…», можно попросить сказать, как, например, идет человек – топ-топ, падает мяч – бам и т.д.

 

В заключении несколько маленьких советов:

- занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

- Обучение необходимо строить на основании игры

- чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.

- материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию ( «от простого к сложному»).

- Не стоит затягивать игру, если малыш устал или ему не интересно, к тому же не забывайте, что дети не могут долго сохранять внимание. Меняйте виды деятельности.

- чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях.

- чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще.

 

статью подготовила руководитель

школы раннего развития "Солнечный город"

Ёлохова Вероника Владимировна

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1

Загрузка комментариев...

← Назад

 



О проекте

Правила

Реклама на сайте

Отличный хостинг

Мы Вконтакте
При полном или частичном использовании материалов сайта или форума lysvamama.ru активная гиперссылка на сайт обязательна!

Администрация сайта не несет ответственности за содержание материалов, публикуемых на форуме и в комментариях к материалам сайта.

Внимание! Материалы сайта несут ознакомительный характер, при любых вопросах, связанных с Вашим здоровьем и здоровьем Вашего ребенка, консультация с лечащим врачом обязательна!!!